автор Егор Смирнов
Каждый, кто занимается парапланеризмом всерьез, знает, что этот спорт – он не только про полеты. Он еще иногда и про ходьбу ногами. Подняться пешком в гору, на которую нет заезда для автомобилей. Выйти к дороге из поля или леса, куда пришлось приземляться, не найдя восходящий поток. И просто топать пешком от места посадки до старта, когда попутка не ловится и подбора нет. И все это зачастую по жаре, под палящим солнцем и с тяжелым рюкзаком за плечами.
Подъем на старт в Агуергоре, Марокко
«Хм, какое замечательное развлечение, давайте сделаем из этого спортивную дисциплину» - наверное сказал кто-то, и придумал парапланерное двоеборье, сочетающее в себе полеты и ходьбу. И начали атлеты со всего мира соревноваться, выявляя не только самого хорошо летающего, но и самого выносливого и с крепкими ногами.
X-Alps
https://www.redbullxalps.com
Самой известной гонкой этого типа является Redbull X-Alps, проводящаяся раз в два года в Альпах. Спортсменам необходимо преодолеть длинный маршрут (начинали с нескольких сотен, а сейчас перевалили уже за тысячу километров) в горах, достигнув по пути нескольких отмеченных на карте точек. В ходе гонки спортсмен может либо лететь на параплане, либо идти пешком. При этом он обязан нести полетное снаряжение на себе и ему запрещается пользоваться транспортом.
Маршрут 2017 года, более 1100 километров! Это на машине-то ехать долго, а они пешком идут и на параплане летят. Прохождение такого маршрута занимает у спортсменов около двух недель.
Чем больше ты летишь – тем меньше тебе потом идти, и скорость полета намного выше скорости ходьбы. Поэтому спортсмены всегда заинтересованы лететь побольше. Но… непредсказуемая горная погода часто вносит свои коррективы.
В итоге участники гонки постоянно вынуждены принимать непростые решения. Идти по тому ущелью или по этому? Где шансы на улет выше, где прогноз лучше? Потратить полдня чтобы залезть на гору с шансом улететь? Но ведь есть шанс и просидеть потом на старте весь день и так и не дождаться погоды. Может, лучше потратить эти полдня чтобы пешком неспешно, но все-таки продвигаться к финишу? Рискнуть и стартовать в сильный ветер и плохую видимость и обогнать нескольких соперников, идущих пешком? Или лучше не рисковать жизнью и здоровьем и тоже пойти ногами по маршруту?
К тактическим сложностям добавляются еще сложности бытовые: где ночевать, чем питаться и чем смазывать мозоли на ногах в течение двух недель. И для их решения у каждого спортсмена есть свой суппортер. Это второй член команды, который может передвигаться на машине, возит за спортсменом все имущество (кроме параплана – тот спортсмен должен нести сам), решает бытовые вопросы, помогает с прогнозом погоды и планами, держит связь с организаторами.
Роль суппортера очень важна, и тоже тяжела. Часто эту роль на себя берут те, кто в будущем сам хотят принять участие в состязании уже в роли спортсмена.
Есть очень хороший фильм про российскую команду в X-Alps 2011, рекомендую его посмотреть. Там описаны все сложности и детали этой невероятной и тяжелой гонки https://www.youtube.com/watch?v=vaAwvgjiC0E
YouTube50:14
Попытки повторить в России
Аналоги X-Alps существуют в разных странах, например X-Pyr в Испании, или X-Lakes в Великобритании. Как правило, проводятся они в куда меньшем формате, часто такие гонки занимают всего 1–2 дня, и дистанция там измеряется несколькими десятками или сотней километров. Но основные принципы остаются неизменными: есть точки, которые надо посетить, можно лететь или бежать, пилот свободен в выборе маршрута, сам выбирает стартовые площадки и сам принимает решения о полете, полетное снаряжение нужно нести на себе.
Уже несколько лет как в России тоже пытаются организовать гонку похожего формата. Однако есть проблема: большая часть крупных городов у нас находится на равнине, где невозможно организовать главную идею X-гонок: самостоятельный выбор места старта. В Альпах подходящие горы и старты повсюду, а у нас большая часть пилотов летает или на очень маленьких неулетных горочках, или на лебедках, между которыми очень большие расстояния. А наши крупные горы (Кавказ) недостаточно разлетаны, слабо заселены, там имеются проблемы с дорогами, связью, спасателями и бытовыми вопросами.
Однако все равно вот хочется некоторым совместить полет с марафоном и в родной стране. И последние несколько лет ищутся оптимальные и реализуемые форматы для нашей местности. В итоге на данный момент в России проводились или планируются следующие варианты таких гонок:
Rus X-Fly
https://rusxfly.ru
Эта гонка – наиболее близкое повторение формата X-Alps в горах Кавказа. В 2022 году Анна Лозовая организовала первое событие подобного рода в России. В 2023 году планируется второе такое соревнование, в сентябре. Анонсирован маршрут примерно в 200 километров
Как показал опыт прошлого года, эта гонка – действительно серьезнейшее испытание для физических сил спортсменов. В условиях плохой погоды спортсменам пришлось преодолевать значительное расстояние пешком, к чему многие оказались не готовы. Что в итоге кончилось многочисленными стертыми ногами, разбитой обувью и пониманием, что в таких гонках супер-облегченный полетный комплект (а некоторые парапланерные бренды выпускают специальные варианты крыльев для X-Alps) – не прихоть, а необходимость.
Так же, как и в X-Alps, тут у спортсмена должна быть своя команда поддержки, занимающаяся бытовыми вопросами и перевозящая кемпинговое оборудование, так как гонка рассчитана на 4-5 дней.
В итоге по требованиям к подготовке и затратам эта гонка – самый сложный из российских вариантов. Для обычного пилота, не бегающего марафоны между полетами, тут остается только наблюдать и болеть.
X-Piter 2021
В прошлые годы клуб SkyStream пробовал организовать небольшое однодневное мероприятие на равнине. Поскольку в наличии была только одна лебедка, формат был совсем другой.
Спортсмены стартовали на удалении в несколько километров от стартового поля и добирались до него бегом. Взлетали с лебедки в порядке живой очереди (быстрее добежал – быстрее взлетел). Задачей было улететь на максимальную дальность и вернуться обратно до дедлайна вечером того же дня. Можно было лететь сколько получится, а сев – возвращаться пешком. Или же наоборот, чуть поменьше улететь, зато часть пути назад тоже проделать по воздуху. Приходилось и делать те самые сложные выборы – то ли полететь еще подальше, но рисковать уже не успеть вернуться по земле пешком назад к дедлайну, то ли сесть прямо тут, получить результат похуже, зато гарантированно вернуться.
Поскольку гонка была однодневная, тут команда поддержки спортсмену была не нужна, а пройденные расстояния все-таки укладывались в то, что способен пройти обычный человек в хорошей форме без серьезных дополнительных тренировок.
Фото шагомера одного из спортсменов после окончания события
Грядущий X-Piter 2023
https://lenoblcup.ru/xc/x-piter.html
Масштабная попытка воспроизвести опыт горных гонок с несколькими поворотными точками, несколькими стартами и полетами, ночевкой и длинной дистанцией… на равнине.
Гонка состоится в начале августа 2023. По планам организаторов, будут задействованы три лебедки, расставленные на трех поворотных точках. Спортсмены так же, как и в предыдущем «коротком» варианте, стартуют на некотором удалении от первой лебедки, бегут до нее, взлетают и летят по маршруту. Однако теперь, приземлившись, они идут пешком до следующей лебедки, взлетают с нее и летят дальше.
Лебедки будут располагаться возле отмеченных населенных пунктов, образуя почти равносторонний треугольник с периметром около 50 километров:
Длительность маршрута выбрана таким образом, чтобы гонка заняла два дня. Так что предполагается одна ночевка в чистом поле, а значит нужно кемпинговое снаряжение и суппортер, который будет все это возить за спортсменом, все как в «настоящих» многодневных hike-and-fly гонках.
Сейчас идет набор участников, и особенно нужны суппортеры. Для тех, кто еще не летает сам, или не уверен в своей способности пробежать пару десятков километров с рюкзаком, это хорошая возможность поучаствовать в таком необычном мероприятии. Получить информацию и зарегистрироваться можно на сайте мероприятия или у организаторов в нашей группе.